Нынешние печальные обстоятельства на Урkаине делают не слишком уместным торжествующее «Говорил же вам, говорил!». Однако не могу не вспомнить, как одёргивали меня несознательные подписчики, когда писал, что Уркаина – это 10-кратно увеличенная Босния и Герцеговина, населённая разными народами, не способными к совместной жизни. Жизнь властной рукой всё расставила на свои места. Вернее, пока не расставила, но ход расстановки показывает скорее правоту вашего непокорного слуги. Можно часами спорить о том, какое из населяющих распадающуюся республику племён лучше – русские, уркаинцы, галичане, волынцы, полтавцы, малороссияне, крымчане, одесситы, карпатороссы или буковинцы, но проще согласиться, что вместе им не жить. Быстрый развод лучше долгого расставания, сопровождаемого слезами, каковые в данном случае текут отнюдь не от умиления и светлой грусти о былом совместном счастье. Ныне Уркаина достигла состояния БиГ весны 1992 г., а Киев опережает по глубине погружения в пучину сегодняшнее Сараево, где беспорядки худо-бедно обходятся без трупов, ограничиваясь погромами и раненными. В Боснии 2014 года даже мусульманские партии имеют отделения в Республике Сербской, а СНСД – в мусульманско-хорватской федерации – во всяком случае в Дрваре. Налицо хоть какое-то правовое пространство, общее для двух энтитетов. Не то на Уркаине, где разрыв политического и правового пространства куда ощутимее, чем в БиГ: партии, правящие в одной части страны, запрещены в другой, что само по себе является крепким гвоздём в гробу единой политической системы, а значит, и общей государственности. Вот, к примеру, в Западной Германии в 1960-ые гг. компартия была запрещена, а в Восточной она находилась у власти, но тогда никто не называл две Германии единым государством. С тех пор люди стали куда лицемернее. В качестве ложки мёда в бочке дёгтя: пмсм, всеобщей войны по всей республике (по-боснийски, т.е. «все против всех») Украина может избежать. Не потому, что галичане умнее/добрее/предусмотрительнее боснийских мусульман, которых они, кстати, коллективно очень напоминают своим отрицательным духовным зарядом и убеждённостью в том, что здоровую национальную государственность, которую не удалось выстроить им самим, обязаны выстроить иностранцы. Последние должны и оплатить сие удовольствие. …Вернёмся в БиГ, чья этническая карта до войны 1992-1995 гг. была лоскутной. На дорогах между городами с их многонациональным населением сербские сёла сменялись хорватскими, а те – мусульманскими. На одной городской и даже сельской площади находились порой и православная церковь, и костёл, и мечеть, не говоря о новых кварталах, где вместе жили представители всех трёх народов. Никакого компактного проживания, позволившего бы более-менее мирный раздел не было. Почти во всех общинах самая крупная национальная группа составляла лишь относительное большинство, что не позволяло нарисовать этнически приемлемую карту раздела. Большое значение имело и вмешательство США, спровоцировавшее первые бои в апреле-мае 1992 и перечеркнувшие надежду на осуществление достигнутого было соглашения Изетбеговича с сербами. Но Вашингтону труднее было бы достичь цели, если бы не перемешанность населения и пестрота этнической карты. Переместить сотни тысяч людей в национально однородные образования без войны не получилось. На Уркаине, напротив, почти в каждой области есть этническая группа, составляющая прочное большинство. К тому же прямо противоположные в духовном, национальном, нравственном смысле народы – с одной стороны галичане, а с другой – крымчане (и близкие им луганцы, донцы, днепропетровцы, луганцы, одесситы) не имеют между собой общей границы. Обширные тампон-зоны (термин войны 1992-1995 г. в Боснии) в виде областей средней Уркаины (Полтавы и прочие Черниговы), отделяющие Галицию от Юго-Востока затрудняют схватки стенку на стенку. К тому же большинство жителей Уркаины не так воинственны, как боснийцы всех трёх народностей, да и Босния в 1992 была переполнена оружием: ведь югославская армия вывела туда подразделения из Хорватии и Словении. Теперь о схожести боснийских мусульман (бошняков) с западенцами. Очевидно, что мечты последних об унитарной уркаинской государственности в нынешних границах не удались. Ведь самим галицаям не приходит в голову хвалить нынешнюю Украину. Они бьются за некую будущую державу из их собственного воображения. Точно так не удалась Босния – ровесница Украины на карте Европы. Мусульмане первыми начинают ругать боснийское государство в его нынешнем виде. Словом, ни те, ни другие не смогли ни создать чаемую державу, ни защитить её от угрозы распада, на грани которого она балансирует два десятилетия (в случае с Уркаиной – балансирует, кажется, уже за гранью). И вот теперь и свидомые украинцы, и бошняки не перестают требовать от западников построить им буквально всё – от дорог в стрыйском уезде и восточнобосанском кантоне до конституционного строя, а самим патриотам останется лишь зажить как в Эуропе. Кстати, провал Боснии ещё можно объяснить – безотносительно к взаимной национальной и политической ненависти жителей – просто-напросто объективной невозможность выстроить на этой территории здоровую экономику (это – отдельная тема). В Уркаине довод об объективной экономической состоятельности не действует, ибо республика ушла в самостоятельное плавание примерно в том же состоянии, в котором тогда находились, скажем, Россия и Белоруссия. Сегодня разрыв – что в зарплатах, что в ВНП на душу населения между Уркаиной и Россией – примерно трёхкратный. Сравнивать уркаинскую политическую устойчивость с белорусской даже как-то неловко. Есть и ещё одна общая черта у мусульман и галичан – желание навязать собственный образ жизни. Немыслимы севастопольцы или харьковчане, приезжающие в Тернополь или Ивано-Франковск с желанием уговорами или силой навязать свой язык, веру, образ жизни местным, тогда как обратное происходило годами. Подобным образом хорваты и сербы в БиГ мечтают об одном – чтобы их оставили в покое. Сербам и хорватам не нужны деньги мусульман на свою республику и кантоны, как не нужны Донбассу, Луганску и Одессе дотации Галиции. А вот обратное утверждение назвать верным нельзя. Западная Украина – территория с самыми низкими зарплатами на Уркаине (у тернопольской области многие годы прочно удерживает последнее место). Хозяйственно несостоятельны и мусульманские кантоны в Боснии, несмотря на перекачивание в них средств с земель с хорватским большинством. Идеал среднего католика или православного в Боснии – жить в собственном городке/селе так, как жили его предки и не видеть инородцев и иноверцев. Не то бошняки – их общая цель, от социал-демократов до исламистов, сломать упразднить энтитеты и кантоны, перекроив государственное устройство так, чтобы поставить в подчинение христиан обеих конфессий. Следующая общая черта БиГ и Украины – отношение критически значительной массы граждан к государству как таковому. Собственно, в России, Италии, США, Франции, Хорватии или Сербии граждане огромная доля граждан крайне не высоко оценивает собственное правительство, парламент, местную власть и т.п., но тем не менее предпочитает своё государство чужом – при всех недостатках своего. А вот в Боснии почти все сербы и львиная доля хорватов предпочла бы распад страны и переход тех земель, где они живут во власть других стран (Сербии, Хорватии) или, скажем, образование собственных национальных государств на месте Боснии. Так и на Украине – добрая треть населения, мягко говоря, не возражала бы против перехода под власть России, многие жители Подкарпатской Руси обрадовались бы присоединению к Венгрии или Словакии, румыны – к Румынии, и даже в Галиции появляются сторонники собственной державы, отдельной от остальной Украины. Наконец, и на Украине, и в Боснии не оправдались надежды на смягчение страстей со сменой поколений. Украина оказалась как никогда близка к расколу 20 с лишним лет спустя после получения независимости, а главными бунтовщиками по обе стороны баррикад оказалась молодые люди, чьё поведение не объяснишь последствиями советской школы, комсомола и т.п. В Боснии парадоксальным образом как раз старшие поколения ещё способны согласиться с тем, что, к примеру, серб может быть надёжным другом, хорват – дельным коллегой, а мусульманин – приятным соседом. У тех, кто моложе 30, просто нет опыта жизни в многонациональной среде. Ныне почти все школы на 95% однонациональны, примерно то же – в вузах. Для молодых жителей БиГ человек другой национальности, как правило, персонаж из бесконечно повторяемых рассказов об ужасах гражданской войны, т.е. наверняка враг. С ним из вежливости можно поздороваться, но от него стоит держаться подальше. Изложенное подводит нас к мысли о наивности представлений о том, что любой кусок земли можно оградить линией, назвать её госграницей, а населению вручить флаг со словами: - Теперь эта ваша страна, любите её, живите-поживайте и добра наживайте. Страну считать своей не будут, любить не станут, жить-поживать получится через пень-колоду, а добра и вовсе не наживут. Автор - http://dmitri-hrabar.livejournal.com/515280.html
| |
|
Всего комментариев: 0 | |
Все должны раз и навсегда для себя понять: надо исполнять закон всегда, а не только тогда, когда схватили за одно место.