Главная » 2014 » Февраль » 14 » Постмодерн против Симфонии

Постмодерн против Симфонии



Девятая симфония Бетховена (обязательно переслушайте ее полностью!) попала в фокус красоты, истины и справедливости – высоких идеалов Просвещения и Модерна. Это идеи единства и единения Человеческого рода. Уверен, что именно поэтому Девятая симфония и содержащиеся в ней смыслы стали объектом атак во многих произведениях постмодернистского искусства. Мне сразу пришли на ум три примера – сложные символические кинокартины, в которых авторы пытаются «расправиться» с Девятой.

Американский кинорежиссер Стэнли Кубрик в одной из главных своих картин «Заводной апельсин» критически предъявляет нам произведение Бетховена. Думаю, что он первым показал под Девятую ужасы человечества: убийства, казни, катастрофы и главного героя-садиста в образе Дракулы(!). Далее пред нами предстает потрясающая по уровню ужаса сцена «лечения» главного героя, по сути, являющаяся пыткой и которая проходит именно под Девятую. Герою, который не может отвести глаз из-за напоминающих нацистские штангенциркули распорок, вставленных в глаза, показывают сцены изнасилований, концлагерей, гитлеровских парадов и ужасов войны. Во время этого исправительного сеанса (носящего имя «метод Людовика») в виде звукового сопровождения играет Девятая. Герой-садист не перестает быть садистом, но после этого «лечения» уже не может переносить мысли о насилии и… слышать Девятую симфонию. Этим воспользовался некий писатель – в прошлом одна из жертв банды «исправленного» героя-садиста, – который, узнав о произошедшем, запирает его на чердаке и на полную мощность намеренно включает Девятую. Садист, как и ожидалось, выбрасывается от нестерпимых мук из окна, хотя, правда, выживает.

«Заводной апельсин» – фильм, безусловно требующий отдельного анализа, – как ничто лучше символически продемонстрировал, какими дьявольскими инструментами оболванивают массы в послевоенную эпоху. Теперь после перестроечного эксперимента мы можем сказать, что над нашей отечественной аудиторией телевидения в 1980–1990-х был проведен эксперимент буквально по «методу Людовика». Не имея возможности отринуть от экранов, зрители ежедневно поглощали массу «негативной информации»: натуралистических убийств и пыток, каннибализма, секса с полным спектром девиаций и прочее. Причем всё это обрамлялось официальной риторикой о демократии, гласности, общечеловеческих ценностях и свободе – выхолощенных знаках перестройки, на которые у многих людей, как и на насилие на телеэкранах, теперь срабатывает рвотный инстинкт. Но оставим творчество Кубрика, как мне кажется, все-таки стоящее несколько в стороне от мейнстримного кинематографа, для новых статей.

В опустошительных произведениях советского авторского кинематографа Девятую также подвергают развенчанию. Например, в финале знаковой для советской интеллигенции картины «Сталкер» (режиссер А. Тарковский, сценарий братьев А. и Б. Стругацких. – С. Е. Кургинян в своих статьях и выступлениях не раз касался творчества братьев Стругацких – «певцов» и идеологов перестройки). Сценарий, как пишут они в своих воспоминаниях, пришлось переписывать несколько раз, так, что книга «Пикник на обочине» изменилась до неузнаваемости. Последние строки опубликованного сценария «Сталкера»: «На столе стоит посуда. Мартышка смотрит на нее – и под этим взглядом по столу начинают двигаться... сначала стакан, потом банка... бокал. Скулит собака. Бокал падает на пол. Девочка ложится щекой на стол. Грохочет мчащийся поезд. Дребезжат стекла. Музыка все громче, наконец, слышно, что это ода "К радости". Затемнение. Дребезжание стекол».

Это финальная сцена полностью вошла в фильм. От нее веет безнадегой и смертью. Помните это ощущение от просмотра?

В сильнейшей по уровню разрушения советских идеалов фильме «Покаяние» (реж. Т. Абуладзе, подробнее о фильме читайте статью Анны Кудиновой «Разрывая могилы» в 6-м номере газеты «Суть времени»), главного героя вздергивают на дыбе под ту же 4-ю часть Девятой симфонии. Сцена предваряется другой, где героиня, оправдывая свои революционные идеи юности, буквально декламирует слова Шиллера, а затем a capella начинает петь бетховенскую оду «К радости».
Советские интеллектуалы-интеллигенты, бившие по идеалам Просвещения, сознательно показывали жуткие сцены под эту музыку, уничтожая высокие смыслы главной гуманистической Симфонии, скрещивая верх и низ и как бы создавая карнавальную «беременную смерть». Целились в большевизм, стреляя по Девятой?

Перестроечный взрыв, подготовленный, в том числе и братьями Стругацкими, и Абуладзе, своим выбросом засеял нам в мозги «идейных тараканов». Рожденные и выросшие в «Зоне Ч», мы все так или иначе несем их в своем сознании. А идейные тараканы с разных сторон продолжают пытаться пожрать наше культурное ядро. Культурное ядро – то, в чем содержатся наши ценности, нормы, табу, установки и т.д., – стало, как нам известно, целью уничтожения одного из мощных перестроечных идеологов А. Ракитова. Это ядро, как я считаю, имеющее в основе своей симфонические принципы, мы унаследовали от отцов и дедов. Оно подвергалось мутациям в той «радиоактивной» культурной «среде Ч», окружающей нас практически всю жизнь. Регресс социокультурной среды не мог не отразиться на нашем сознании, нарушив нашу культурную и идейную симфоничность.
Автор - http://reisekamerad.livejournal.com/2709.html

Категория: Культура | Просмотров: 1775 | Добавил: Observer | Теги: Постмодерн, Симфония, культура, против | Рейтинг: 0.0/0

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем Observer на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Похожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Последние новости
Путин говорит:

Государство держит в руках дубину, которой бьёт всего один раз. Но по голове.

Календарь

«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728

Такие игры

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0