Если на Западе Европы правые радикалы концентрируют внимание на иммиграции, то их восточноевропейские коллеги придают центральное значение так называемому «цыганскому вопросу». Среди прочих европейских мигрантов цыгане занимают особое положение. Они осели в Европе ещё в XV веке и заселили в основном южную её часть. В наши дни цыгане рассеяны по всей Европе, однако в большинстве случаев они являются гражданами Румынии, Болгарии, Испании и Словакии. После вступления стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) в Европейский Союз в 2004 году цыгане были официально признаны национальным меньшинством и, таким образом, стали гражданами ЕС. И в соответствии с Маастрихтским договором 1992 года они получили те же права, что и все остальные граждане европейских стран. Сегодня цыгане представляют одно из наиболее многочисленных этнических меньшинств в Европе. Несмотря на ряд программ ЕС по интеграции цыган, они остаются слабо адаптированными к жизни европейских обществ и продолжают вести традиционный для них образ жизни. Правительства европейских стран финансируют программы по строительству бесплатного жилья для цыган. Однако цыгане либо не желают жить в этих домах, либо приводят их в негодность за два-три месяца: «Выносятся и распродаются ванны, унитазы, двери, карнизы, отвинчиваются даже краны и дверные ручки, вырываются провода». Они предпочитают перемещаться по всей Европе в специальных фургонах и временно занимать пустующие дома. Этот народ обладает специфическим менталитетом кочевников, что затрудняет процесс их интеграции в европейское общество. Вместо того чтобы устроиться на работу или получить ту или иную квалификацию, они предпочитают собирать милостыню. Только треть из них посещает школы, оставаясь на второй год несколько раз, и покидают школу, достигнув совершеннолетия, без аттестатов. Но даже не кочевничеством и не отсутствием социальной включённости цыган объясняется то, что общество в Восточной Европе (а в последнее время и в некоторых странах Западной Европы) и крайне правые считают цыганский вопрос одной из наиболее острых проблем. Главную проблему, по мнению крайне правых, создают антисоциальные привычки цыган, их склонность к нелегальной деятельности (воровство, проституция, мошенничество, прошение милостыни). Правые радикалы указывают на то, что цыгане плохо уживаются с остальными европейцами, выказывают демонстративное неуважение к правилам поведения, принятым в европейских обществах. А правые радикалы, в свою очередь, в отличие от левых и центристов, активно освещают эту проблему в своих политических программах и не стесняются своей резко негативной позиции по данному вопросу. А это, в свою очередь, ведёт к росту их влияния в Восточной Европе. Лидер венгерской крайне правой партии «За лучшую Венгрию» (Йоббик) Габор Вона заявил: «Что касается цыганского вопроса, ситуация в некоторых частях страны находится на грани гражданской войны». Он также добавил: «Сегодня только жёсткое вмешательство может помочь… Мы должны создать такую среду, в которой цыгане смогут работать, соблюдать закон и получать образование. Для тех, кто не желает так жить, существует две альтернативы: они могут воспользоваться свободой передвижения, которую предоставляет Европейский Союз, и покинуть страну, потому что мы больше не будем мириться с их преступностью и паразитирующим образом жизни; в противном случае, остаётся тюрьма». В программе партии Йоббик, подготовленной перед парламентскими выборами 2010 года, цыганскому вопросу посвящён значительный раздел. В программе сказано: «Независимо от политической принадлежности все согласны, что сосуществование венгров и цыган является одной из самых серьёзных проблем венгерского общества. Для Венгрии характерно то, что в данном вопросе в последние десятилетия не было сделано никаких шагов вперёд. И наоборот, в некоторых частях страны ситуация только ухудшилась». В программе говорится, что обсуждение этого вопроса осложняется навязанной либералами и левыми политиками политкорректностью. Ещё одна особенность крайне правых в Восточной Европе (особенно в Румынии и Венгрии) заключается в их требовании «земельного передела». Они считают несправедливыми территориальные изменения, которые были зафиксированы по окончании двух мировых войн. Например, партия «Великая Румыния» выступает за присоединение к Румынии территорий всей Буковины, Трансильвании, Бессарабии и других земель. В свою очередь венгерские националисты выступают за пересмотр Трианонского договора, который был подписан после Первой мировой войны и по которому была разделена Австро-Венгерская империя. В интервью австрийской газете “Zur Zeit” лидер венгерской партии «За лучшую Венгрию» Габор Вона заявил: «То, что случилось в Трианонском дворце в Версале после Первой Мировой Войны — было диктатом, когда враги Венгрии решили судьбу нашей страны, основываясь на лжи, ложных цифрах и отчётах… Для венгров Трианон — символ попытки ликвидировать венгерскую нацию. Потеря стратегически важных в культурном и экономическом плане территорий и проживающих на них народов привело к демографическому, культурному и экономическому ущербу, который ощущается и по сей день». В Венгрии обсуждается идея образования «Великой Венгрии», так же как и в Румынии — идея «Великой Румынии». Причём не только правые радикалы высказываются в поддержку этой идеи. Например, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан (лидер консервативной партии Фидес — Венгерский гражданский союз) высказался за пересмотр границ и сплочение всех венгров. Восточноевропейские крайне правые открыто заявляют также и о необходимости защищать этнических собратьев, проживающих в соседних государствах, что не может не вызывать негодования соседей. В мае 2010 года венгерский парламент принял закон о двойном гражданстве. Суть закона заключается в том, что этнические венгры, проживающие в соседних государствах, могут получить венгерское гражданство по упрощённой процедуре. Наиболее негативно на этот закон отреагировала Словакия, которая приняла поправку к закону о государственном гражданстве, запрещающую двойное гражданство в стране. В свою очередь Габор Вона негативно отозвался на эти действия Словакии, сказав: «Словакия ведёт себя, как разочарованный тинэйджер, который почти достиг своего двадцатилетия, страдая от комплексов неполноценности, и слишком бурно реагирует на закон, который полностью соответствует международному праву, конвенциям о правах человека и принципам, изложенным Европейским Советом». | |
|
Всего комментариев: 0 | |
Надо исключить то, чтобы кое-кто присосался к власти.